3 марта. Неделя о блудном сыне. Прп Феодора Санаксарского

На Пересветовском подворье были совершены Всенощное бдение и Божественная Литургия.

Притча о блудном сыне содержится в Евангелии от Луки. В древней иерусалимской традиции Евангелие от Луки читали в воскресные дни Великого поста, потому там притча о блудном сыне читалась во 2-ю неделю поста. Однако в Константинополе, богослужебная традиция которого в итоге восторжествовала на всем Востоке, Евангелие от Луки начинали читать после Недели по Воздвижении и заканчивали как раз перед Великим постом (в сам период Великого поста читали Евангелие от Марка); наше расписание рядовых чтений взято из константинопольской традиции. Евангельское чтение, содержащее притчу о блудном сыне, попадало на канун Великого поста в разные воскресные дни; в IX веке в силу того, что это чтение хорошо гармонирует с идеей подготовки к посту, оно было зафиксировано в системе подвижного круга и появилась Неделя о блудном сыне.

Интересно, что в Типиконе Великой церкви (устав кафедрального константинопольского богослужения) Триодь как раз начинается Неделей о блудном сыне, причем она не имеет собственного названия, а обозначена как «неделя пред мясопустом». Кроме этой основной недели, у нас есть еще одна «неофициальная» неделя о блудном сыне – 2-е воскресение Великого поста. В славянской Триоди в этот день сохранились восходящие к древней иерусалимской традиции канон и самогласен; также стихиры на 3-й седмице поста посвящены притче о блудном сыне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *