На Пересветовском подворье были совершены утреня, акафист Казанской иконе Божией Матери, панихида, Божественная Литургия и молебен св. вмч. Пантелеимону.
Храм в честь святого Георгия Победоносца в Лидде (ныне израильский город Лод) был построен еще в IV веке, через неполных 100 лет после его мученического подвига. Георгий был сыном богатых родителей, получил прекрасное образование, был необычайно развит физически и прекрасно сложен. Он поступил на военную службу, быстро дослужился до звания тысяченачальника и мог построить головокружительную карьеру в армии императора Диоклетиана. Диоклетиан, фанатичный приверженец римских богов, поставил себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество и воздвиг гонения на христиан. А Георгий, проникнувшись сочувствием к несчастным, выступил с обличительной речью против тирана, его жестокости и несправедливости. За что и поплатился, приняв нечеловеческие мучения: его били воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри и, наконец, обезглавили. Святой Георгий отошел ко Господу в Никомидии в 303 году. Перед смертью, в темнице, понимая свою дальнейшую участь и не желая еще большего надругательства от язычников, он попросил слугу похоронить его тело в Палестине. Тот исполнил просьбу своего господина: взяв из темницы обезглавленное тело великомученика, он похоронил его в городе Аримафее – родине Иосифа Аримафейского, ученика Спасителя. Аримафея или, как еще называли этот город, Рамле, уже тогда стала местом тайного посещения христианами. Здесь жила мать святого Георгия, здесь, на его мощах, пресвитеры совершали богослужения.
После восхождения на престол императора Константина христианство стало государственной религией. Тогда в палестинском городе Лидда (или Лод) началось строительство храма в честь подвига святого великомученика Георгия Победоносца. Почему правитель выбрал именно этот город на юго-востоке от Иоппии в Саронской долине – историки только предполагают.
В Святом Письме Лод вспоминается несколько раз, в частности в Деяниях апостолов: «Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал. И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу» (Деян. 9:34-35). Здесь была организована одна из первых христианских общин, отличающаяся благочестием и усердным служением.
16 ноября по новому стилю мощи святого великомученика Георгия перенесли в новопостроенную церковь, как сообщают исторические хроники, – потрясающей красоты. На протяжении нескольких столетий этот храм был одним из самых почитаемых на христианском Востоке, а день перенесения мощей широко праздновался. В итинерарии диакона Феодосия «О месторасположении Святой земли» (датирован 530 г.), а также в свидетельствах Пьяченцского паломника и Феодосия (570 г.) и в месяцеслове Сирской церкви (1030 г.) уже есть воспоминания об этом празднике.
После завоевания Палестины арабами халиф аль-Хаким отдал приказ разрушить церковь, несмотря на то, что простые мусульмане относились к личности христианского святого с почтением (и называли Джурджус или ал-Худар). Так святыня пришла в запустение, и были времена, когда относительно сохранившимися оставались только гроб великомученика и алтарь. Паломники Бернард Монах и Епифаний Монах (IX в.) вспоминали в своих записках о христианской обители при церкви святого Георгия в Лидде и о православных реликвиях, хранящихся в ней: колесе и мраморном столбе – орудиях пыток святого. Они писали и о множестве чудесных явлений, происходящих там.
В 1010 году храм был отстроен императором Константином IX Мономахом. В реставрации принял участие и будущий святой – король-объединитель Венгрии Иштван І. Во время разрушительных землетрясений в 1033, 1067 и 1068 годах храм святыня оставалась невредимой и была вторично разрушена перед атакой на Иерусалим войска крестоносцев: Салах-ад-Дин опасался, что огромные балки церкви будут использованы для сооружения катапульт. Игумен Даниил в своих записях (1105-1106 гг.) свидетельствовал о пребывании в пустынной местности, где ранее находилась церковь святого Георгия и о гробнице в её алтаре.
Примечательно, что даже в то время, когда Лидда оставалась под властью папских рыцарей, в византийской базилике возле мощей святого великомученика продолжали совершать православное богослужение греческие иереи. В ХІІ веке восстановлением святыни занялись крестоносцы, отстроив на прежнем месте готический храм, который простоял до 1187 года, а после очередного разрушения был восстановлен на средства английского короля Ричарда Львиное Сердце. В XIV веке паломники-пилигримы сообщали о хранившемся в церкви камне, на котором была отсечена глава святого Георгия.
В 1442 году Лиддой завладели мусульмане. Западная часть церкви была превращена в мечеть, а правый ее придел во имя апостола Иоанна Богослова разобрали и уничтожили. Лишь в 1517 году в руинах храма, от которого осталась алтарная часть и крипта, было возобновлено православное богослужение.
В 1837 г. Палестину поколебало сильное землетрясение. Тогда полностью обрушились свод и северная апсида церкви, – в течение 33 лет святое место лежало в развалинах.
В 1870 году Лидда была признана юрисдикцией Иерусалимского патриархата. Видя крайне удручающее состояние святыни, Иерусалимский патриарх Кирилл II обратился с просьбой о помощи в ее восстановлении, в частности, к русским кавалерам ордена святого Георгия. Император Александр II сделал фантастически щедрое пожертвование (3 тысячи рублей) и на эти средства в Лидде провели глобальные реставрационные работы. Под куполом нового храма были объединены также и древние строения ХІІ века – центральная и северная апсиды, византийская кладка, постройки времен крестоносцев.
Центральный придел церкви посвящен святому Георгию Победоносцу, левый – Введению во храм Пресвятой Богородицы. Мощи великомученика хранятся в серебряном ковчежце в центральном приделе слева от царских врат и выносятся верующим для поклонения. В крипту церкви, где находится кенотаф (памятник над могилой без останков усопшего) ведут две лестницы. Там совершаются богослужения, на верхней крышке кенотафа освящают елей, которым помазывают паломников и раздают верующим как святыню. Также в одной из колонн справа от центрального придела находятся железные кандалы с цепью, в которых по преданию святой был прикован в темнице. И до сегодняшнего дня среди паломников существует традиция с молитвой надевать на себя «святые узы».
16 ноября 1872 года было совершено освящение обновленного храма. То ли по стечению обстоятельств, то ли по Промыслу Всевышнего, но это совпало с годовщиной первого освящения Лиддской церкви – при святом равноапостольном царе Константине. С того времени Православная Церковь молитвенно вспоминает обновление храма святого великомученика Георгия Победоносца и его воздвижение из руин силами всего православного мира. В Лидде в этот день проходит праздничное богослужение с участием Иерусалимского патриарха и Предстоятелей мировых Православных Церквей. Все святыни, хранящиеся здесь, омывают благовонными маслами, а над ракой с мощами святого покровителя города возжигают свечи. После богослужения нуждающимся и неимущим, которые в великом множестве собираются возле храма, по обычаю, раздают щедрую милостыню.