25 апреля. Прп.Василия, еп. Парийского. Муромской и Белыничской икон Божией Матери.

на Пересветовском подворье была совершена утреня, Божественная Литургия, молебен вмч. Пантелеимону.

В Па­рии, древ­нем го­ро­де Ма­лой Ми­зии, со вре­ме­ни рас­про­стра­не­ния в нем хри­сти­ан­ства бы­ла учре­жде­на епи­скоп­ская ка­фед­ра, под­чи­нен­ная ки­зи­че­ско­му мит­ро­по­ли­ту. Сре­ди епи­ско­пов Па­рии чис­лит­ся и пре­по­доб­ный Ва­си­лий, из­бран­ный епи­ско­пом за свою доб­ро­де­тель­ную Бо­го­угод­ную жизнь.

При воз­ник­но­ве­нии ико­но­бор­че­ской ере­си пре­по­доб­ный Ва­си­лий явил­ся ис­тин­ным ис­по­вед­ни­ком Хри­сто­вым: из­бе­гая вся­ко­го об­ще­ния с ере­ти­ка­ми, он не доз­во­лял им дей­ство­вать в сво­ей епар­хии и не со­гла­сил­ся, несмот­ря на все при­нуж­де­ния, под­пи­сать пись­мен­но­го по­ста­нов­ле­ния об уни­что­же­нии икон.

За эту рев­ность по ве­ре он при­нуж­ден был пе­ре­но­сить го­не­ние и по­ру­га­ние со сто­ро­ны ере­ти­ков, про­во­дя, по­доб­но ап. Пав­лу, жизнь в скор­бях, бе­дах и тес­но­тах, по­сто­ян­но пе­ре­се­ля­ясь из од­но­го ме­ста в дру­гое. При сво­ем бла­го­че­стии и стрем­ле­нии охра­нять чи­сто­ту уче­ния Церк­ви пре­по­доб­ный Ва­си­лий не мог не нена­ви­деть нече­сти­вые со­бо­ры ере­ти­ков, и по­это­му он не всту­пал в сно­ше­ние с ни­ми. Бла­го­уго­див Гос­по­ду сво­ею жиз­нью, пре­по­доб­ный Ва­си­лий с ми­ром ото­шел к Нему.


Му­ром­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла при­не­се­на в Му­ром из Ки­е­ва про­све­ти­те­лем это­го края свя­тым бла­го­вер­ным кня­зем Кон­стан­ти­ном († 1129; па­мять 21 мая).

Свя­той Кон­стан­тин убеж­дал языч­ни­ков при­нять хри­сти­ан­ство, но они упор­ство­ва­ли и ре­ши­ли убить кня­зя. Узнав об этом, свя­той вы­шел к за­го­вор­щи­кам с ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри. Бла­го­дать, ис­хо­див­шая от Ее Ли­ка, тро­ну­ла серд­ца языч­ни­ков. Они пе­ре­ме­ни­ли свои на­ме­ре­ния и са­ми ста­ли про­сить со­вер­шить над ни­ми Кре­ще­ние.

В кон­це XIII в. в Му­ро­ме был епи­ско­пом свя­той Ва­си­лий Ря­зан­ский. Окле­ве­тан­но­го и за­по­до­зрен­но­го в по­роч­ной жиз­ни свя­ти­те­ля осу­ди­ли на смерть. Св. Ва­си­лий всю ночь мо­лил­ся в хра­ме свя­тых кня­зей-стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба. Со­вер­шив ли­тур­гию, он за­тем от­слу­жил мо­ле­бен пе­ред при­не­сен­ной из Ки­е­ва кн. Кон­стан­ти­ном ико­ной Бо­го­ма­те­ри в хра­ме Бла­го­ве­ще­ния. При­дя со свя­той ико­ной на бе­рег ре­ки Оки, он, сняв с се­бя ман­тию, рас­про­стер ее по во­де и чу­дес­ным об­ра­зом встал на ман­тию. Силь­ный ве­тер по­нес его про­тив те­че­ния. Епи­скоп до­плыл до ме­ста, на­зы­ва­е­мо­го ста­рой Ря­за­нью, где жи­ли кня­зья Фе­о­дор и Кон­стан­тин, ко­то­рые вме­сте с ду­хо­вен­ством и на­ро­дом вы­шли с крест­ным хо­дом на­встре­чу свя­ти­те­лю. С тех пор епи­скоп­ская ка­фед­ра в Му­ро­ме бы­ла упразд­не­на, а учре­жде­на в Ря­за­ни, где и оста­лась чу­до­твор­ная ико­на, ко­то­рую ста­ли на­зы­вать еще «Мо­ле­ни­ем св. Ва­си­лия». Через три го­да свя­ти­тель Ва­си­лий из­брал для жи­тель­ства но­вую Ря­зань и там утвер­дил в 1291 го­ду свою ка­фед­ру. Ту­да же бы­ла пе­ре­не­се­на и Му­ром­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Празд­не­ство чу­до­твор­ной иконе бы­ло уста­нов­ле­но в 1810 го­ду ука­зом Св. Си­но­да по же­ла­нию жи­те­лей Му­ро­ма 25 ап­ре­ля, в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ря­зан­ско­го.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *