В субботу, 20 сентября, в день памяти святых преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби — покровителей нашего города, были совершены праздничная Божественная Литургия и молебен прпп. Александру и Андрею; накануне было отслужено всенощное бдение.
Сегодня в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре молитвенно чтут память Александра Пересвета и Андрея Ослаби.
Александр Пересвет и Андрей Ослябя — воины схимники. Когда Великий Князь Димитрий Иоаннович, пред своим походом против Мамая, посетил обитель преподобного Сергия и получил от угодника Божия благословение на борьбу с полчищами Мамая, то он просил у Преподобного, как бы в залог обещанной ему милости Божией, отпустить с ним сих двух бояр-иноков.
Из них Александр Пересвет был прежде боярином Брянским, а Андрей Ослябя — боярином Любецким. Их мужество, мудрость и искусство воинское были еще у всех в свежей памяти: до принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди очень опытные в военном деле. Вот этих-то иноков богатырей и просил в свои полки Великий Князь у преподобного Сергия: он надеялся, что эти люди, всецело посвятившие себя Богу, своим мужеством могут служить примером для его воинства, и тем самым сослужат ему великую службу. И Преподобный не задумался исполнить просьбу Великаго Князя на вере основанную: он тотчас же повелел Пересвету и Ослябе изотовляться на дело ратное. С радостью приняли доблестные иноки повеление своего любимаго старца игумена, а он приказал им, в замену лат и шлемов, возложить на себя схимы, украшенныя изображением креста Христова: «Вот вам, дети мои, оружие нетленное, говорил он им: да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных.» Поручая их Великому Князю, святой старец сказал ему: «Вот тебе, возлюбленный Княже, мои оруженосцы и послушники, а твои избранники!» А им еще сказал: «Мир вам, возлюбленные о Xристе братия! Мужайтесь, яко доблии воины Христовы! Приспело время вашея купли.»
Фрагмент фрески Серапионовой Палаты Троицкого Собора
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Наступил грозный час битвы, имевшей решить участь тогдашней России. В самый полдень 8 сентября 1382 года, оба войска сошлись лицом к лицу при устье реки Непрядвы… Вдруг, с татарской стороны выехал вперед богатырь, огромнаго роста, крепкаго сложения, страшной наружности; звали его Челибей, а родом был он Печенег. Тщеславный своею силою, подобно древнему Голиафу, грозно потрясал он копьем и вызывал на единоборство кого-либо из Русских витязей… Страшно было смотреть на этого великана и Русские думали про себя: «Ах, если бы нашелся кто-нибудь из наших, который бы поразил его!» И хотя было много среди их витязей, но никто не решался сам вызваться добровольно на такой подвиг…
Прошло несколько минут томительнаго ожидания, и вот из полка Владимира Всеволодовича выступает один из Сергиевых иноков, его усердный послушник, схимонах Александр Пересвет… Пламенея ревностно по вере Христовой, и любовно к дорогой родине, он не стерпел поношения от дерзкаго татарина всему воинству православному, выехал вперед и, обратившись к Великому Князю Димитрию Иоанновичу и к другим князьям, сказал: «Не смущайтесь этим нисколько: Велик Бог наш и велика крепость Его! Гордый татарин не мнит найти среди нас никого, равнаго себе витязя; но я желаю с ним переведаться, я выхожу противу него во имя Господа Сил! Готов воспринять венец Царства Небеснаго!»
Вместо брони и шлема Александр облечен был в схиму Ангельскаго образа (так благословил его преподобный Сергий); на сей одежде, на челе, на груди и назади, было нашито знамение воина Xpистова—Крест Господень. Доблестный инок—воин, выходя на единоборство, окропил себя святой водою, простился с своим собратом Андреем Ослябою, с Великим Князем, со всеми вождями и воинством православным, и громко воскликнул: «Отцы и 6pатиe! простите меня грешнаго!»
— „Бог тебя простить, благословит, и молитвами святого отца Сергия да поможет тебе»— было ему всеобщим ответом.
Все были тронуты до слез самоотвержением инока; все молили Бога, да поможет ему, как древле Давиду на Голиафа. А он в одном схимническом одеянии, без лат и шлема, вооруженный тяжеловесным копьем, подобно молнии, устремился на своем быстром коне против татарина. Раздались громкия восклицания с той и другой стороны; оба витязя сближаются, ударяют друг друга тяжелыми копьями столь крепко, столь громко и сильно, что—казалось—потряслось самое место их битвы, и — оба богатыря пали мертвыми на землю!..
После победы на поле Куликовом Великий Князь приказал перевезти тело мученика-героя в Москву, а преподобный Феодор, ученик и племянник преподобного Сергия, пожелал похоронить его в своей Симоновской обители. Андрей Ослябя остался невредим после битвы с татарами; в 1398 году Великий Князь Василий Дмитриевич посылал его в Царьград с милостынею. Он погребен рядом с своим соратником, Александром Пересветом, у Рождества на Старом Симонове.