27 июня. Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст)

На Пересветовском подворье были совершены Всенощное бдение и Божественная Литургия.

Две бли­жай­шие от Пас­хи неде­ли (вос­кре­се­нья) бы­ли по­свя­ще­ны вос­по­ми­на­нию со­бы­тий, непо­сред­ствен­но с ней свя­зан­ных. Те­мы трех по­сле­ду­ю­щих недель ос­но­ва­ны на трех важ­ных эпи­зо­дах еван­гель­ской ис­то­рии, явив­ших­ся под­го­то­ви­тель­ны­ми сту­пе­ня­ми к Вос­кре­се­нию. В них Хри­стос яв­ствен­но от­крыл Свое Бо­го­сы­нов­ство, но лишь со­ше­ствие Свя­то­го Ду­ха в День Пя­ти­де­сят­ни­цы поз­во­ли­ло Его уче­ни­кам, в стра­хе бе­жав­шим из ноч­но­го Геф­си­ман­ско­го са­да, по­нять ис­тин­ный смысл при­ше­ствия Мес­сии. Празд­но­ва­ние Пя­ти­де­сят­ни­цы, в на­ру­ше­ние фор­маль­ной хро­но­ло­гии, пред­ва­ря­ет­ся на­по­ми­на­ни­ем о са­мом, быть мо­жет, дра­ма­тич­ном пе­ри­о­де зем­но­го бы­тия Хри­сти­ан­ской Церк­ви (это Неде­ля свя­тых от­цов Пер­во­го Все­лен­ско­го со­бо­ра, 325 г.). В этом за­клю­чен глу­бо­кий смысл. Все по­сле­ду­ю­щие неде­ли (вос­кре­се­нья) про­сто ну­ме­ру­ют­ся в бо­го­слу­жеб­ном ка­лен­да­ре как «Неде­ли по Пя­ти­де­сят­ни­це». Каж­дая их них име­ет свое опре­де­лен­ное апо­столь­ское и еван­гель­ское чте­ние, но лишь неко­то­рым при­сво­е­ны ин­ди­ви­ду­аль­ные на­зва­ния. Этот «по­сле­пя­ти­де­сят­нич­ный» цикл охва­ты­ва­ет по­чти две тре­ти го­да и за­кан­чи­ва­ет­ся пе­ред Неде­лей о мы­та­ре и фа­ри­сее – пер­вой под­го­то­ви­тель­ной неде­лей Ве­ли­ко­го по­ста. А она в свою оче­редь яв­ля­ет­ся на­ча­лом но­во­го Пас­халь­но­го цик­ла. Так за­мы­ка­ет­ся «свя­щен­ный круг» хри­сти­ан­ско­го по­движ­но­го ка­лен­дар­но­го го­да, ос­но­ван­но­го на прин­ци­пах лун­но-сол­неч­но­го вет­хо­за­вет­но­го ка­лен­да­ря. Его точ­ка от­счё­та – День Свет­ло­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния (Пас­ха).

День Свя­той Тро­и­цы – это День Рож­де­ния Церк­ви, и по­то­му ло­гич­но, что сле­ду­ю­щая за ним неде­ля по­свя­ще­на па­мя­ти тех, кто с наи­боль­шей пол­но­той вы­ра­зил ка­че­ства но­во­за­вет­но­го че­ло­ве­ка, ис­куп­лён­но­го Ада­ма, пер­вым из ко­то­рых стал Бо­го­че­ло­век Иисус Хри­стос. Это – се­го­дняш­няя «Неде­ля всех свя­тых», бо­го­слу­же­ния ко­то­рой за­вер­ша­ют Триодь Цвет­ную.

По­ня­тие «свя­тость» – мно­го­знач­но и труд­но­опре­де­ли­мо. Свя­ты­ми в ши­ро­ком ас­пек­те име­ну­ют лю­дей, по­няв­ших и осу­ще­ствив­ших своё пред­на­зна­че­ние в том Цар­стве Бо­жи­ем, в ко­то­ром все мы ре­аль­но жи­вём по­сле со­вер­шён­но­го Иису­сом Хри­стом спа­се­ния (букв. ис­це­ле­ния!), – то есть вос­ста­нов­ле­ния кос­мо­са и че­ло­ве­че­ства в пер­во­на­чаль­ном («рай­ском») до­сто­ин­стве. (Бе­да в том, что мы в это не слиш­ком-то ве­рим, про­дол­жая ма­зо­хист­ские сте­на­ния по по­во­ду «ухуд­ша­ю­ще­го­ся» ми­ра и ско­ро­го «кон­ца све­та». Но та­кие на­стро­е­ния мо­гут быть при­су­щи лишь языч­ни­кам или ве­ру­ю­щим иуде­ям, всё ещё жи­ву­щим «до рож­де­ства Хри­сто­ва»!) Глав­ное в ве­ли­ких свя­тых – энер­гия по­ис­ка и ши­ро­та взгля­да на мир, пре­об­ра­зо­ва­ние его сво­ей де­я­тель­но­стью и лич­ным при­ме­ром. У каж­до­го из них был свой непо­вто­ри­мый путь, но все вме­сте они го­то­ви­ли тор­же­ство сво­бод­но­го, лич­ност­но­го ми­ро­вос­при­я­тия. Ведь имен­но на ос­но­ве хри­сти­ан­ской ве­ры со­зи­дал­ся мир, в ко­то­ром каж­дый от­дель­ный че­ло­век (не «из­бран­ная ра­са», пар­тия или класс!) име­ет ре­ша­ю­щую цен­ность в очах Бо­жи­их. Вспом­ним прит­чи Спа­си­те­ля о «за­блу­див­шем­ся» сыне, о по­те­ряв­ших­ся ов­це и драх­ме (речь ведь идет о лю­дях!). Этот по­ло­жи­тель­ный ас­пект идеи ин­ди­ви­ду­аль­но­го спа­се­ния ле­жит в ос­но­ве ди­на­мич­ной хри­сти­ан­ской ци­ви­ли­за­ции, стре­мя­щей­ся со­здать пре­дель­но воз­мож­ные усло­вия для сво­бод­но­го раз­ви­тия кон­крет­ной лич­но­сти и со­вер­шен­ству­ю­щих­ся со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов. В ко­неч­ном ито­ге, этим опре­де­ля­ет­ся ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ный «про­гресс» (бук­валь­но «дви­же­ние впе­ред»!), по­ни­ма­е­мый как непре­кра­ща­ю­щий­ся диа­лог меж­ду Бо­гом и спа­сён­ным Им че­ло­ве­че­ством. Этим же опре­де­ля­ет­ся и стрем­ле­ние каж­до­го ра­зум­но­го хри­сти­а­ни­на – жи­ву­ще­го не по об­вет­шав­шим «пре­да­ни­ям стар­цев», а по дан­ной Хри­стом неис­ся­ка­ю­щей бла­го­да­ти,  – по­нять своё пред­на­зна­че­ние в мно­го­по­ляр­ном ми­ре имен­но на каж­дом но­вом ис­то­ри­че­ском эта­пе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *