21 марта. Прп. Феофилакта исп., еп. Никомидийского

На Пересветовском подворье были совершены Пассия, Акафист Страстям Христовым, утреня, панихида и Божественная Литургия.

Свя­той Фе­о­фи­лакт жил в Кон­стан­ти­но­по­ле в VIII ве­ке во вре­мя ико­но­бор­че­ской ере­си. По­сле смер­ти им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Льва IV Ха­за­ра (775–780) на пре­стол всту­пил им­пе­ра­тор Кон­стан­тин VI (780–797). Про­изо­шла и сме­на пат­ри­ар­хов: свя­той пат­ри­арх Па­вел, бу­дучи не в си­лах управ­лять паст­вой при силь­но рас­про­стра­нив­шем­ся ико­но­бор­че­стве, доб­ро­воль­но оста­вил ка­фед­ру (784). На его ме­сто был из­бран свя­той Та­ра­сий – в то вре­мя пер­вый цар­ский со­вет­ник. По на­сто­я­нию но­во­го пат­ри­ар­ха был со­зван VII Все­лен­ский Со­бор (787), осу­див­ший ико­но­бор­че­скую ересь. Для пра­во­сла­вия на­сту­пи­ли от­но­си­тель­но мир­ные вре­ме­на. Мо­на­сты­ри вновь ста­ли по­пол­нять­ся на­сель­ни­ка­ми. Свя­той Фе­о­фи­лакт, пре­дан­ный уче­ник свя­то­го Та­ра­сия, по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха вме­сте со свя­тым Ми­ха­и­лом (па­мять 23 мая) уда­лил­ся в мо­на­стырь на бе­рег Чер­но­го мо­ря. Рев­ност­ные по­движ­ни­ки сво­и­ми бо­го­угод­ны­ми тру­да­ми и со­сре­до­то­чен­ным мо­лит­вен­ным по­дви­гом по­лу­чи­ли от Бо­га дар чу­до­тво­ре­ния. По их мо­лит­вам во вре­мя силь­ной за­су­хи, ко­гда жне­цы на по­ле из­не­мо­га­ли от жаж­ды, пу­стой со­суд стал ис­то­чать столь­ко во­ды, что ее хва­та­ло на це­лый день.

По­сле несколь­ких лет пре­бы­ва­ния в мо­на­сты­ре они оба бы­ли по­свя­ще­ны пат­ри­ар­хом Та­ра­си­ем в епи­скоп­ский сан – свя­той Ми­ха­ил был по­став­лен епи­ско­пом Си­над­ским, а свя­той Фе­о­фи­лакт – епи­ско­пом Ни­ко­ми­дий­ским.

Воз­глав­ляя Ни­ко­ми­дий­скую Цер­ковь, свя­той Фе­о­фи­лакт неустан­но за­бо­тил­ся о вве­рен­ной ему пастве. Он стро­ил хра­мы, боль­ни­цы, стран­но­при­им­ные до­ма, щед­ро раз­да­вал ми­ло­сты­ню, опе­кал си­рот, вдов и боль­ных, сам уха­жи­вал за про­ка­жен­ны­ми, не гну­ша­ясь омы­вать их ра­ны.

Ко­гда им­пе­ра­тор­ский трон за­нял ико­но­бо­рец Лев 5 Ар­мя­нин (813–820), страш­ная ересь вспых­ну­ла с но­вой си­лой.

На им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца не смог по­вли­ять и пре­ем­ник свя­то­го пат­ри­ар­ха Та­ра­сия – свя­той Ни­ки­фор (806–815), ко­то­рый сов­мест­но с епи­ско­па­ми тщет­но убеж­дал пра­ви­те­ля не на­ру­шать цер­ков­но­го ми­ра. При­сут­ство­вав­ший на пе­ре­го­во­рах им­пе­ра­то­ра с пат­ри­ар­хом свя­той Фе­о­фи­лакт, об­ли­чая ере­ти­ков, пред­ска­зал Льву Ар­мя­ни­ну ско­рую ги­бель. За сме­лое про­ро­че­ство свя­ти­тель был от­прав­лен в ссыл­ку в кре­пость Стро­виль (в Ма­лой Азии). Здесь он то­мил­ся трид­цать лет до са­мой кон­чи­ны, по­сле­до­вав­шей око­ло 845 го­да.

По­сле вос­ста­нов­ле­ния ико­но­по­чи­та­ния в 847 го­ду, при им­пе­ра­три­це свя­той Фе­о­до­ре (842–855; † 867, па­мять 11 фев­ра­ля) и сыне ее Ми­ха­и­ле, свя­тые мо­щи епи­ско­па Фе­о­фи­лак­та бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ни­ко­ми­дию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *